Новости лазерных технологий.

Планируется внедрение лазерных технологий в российском судостроении.

ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (ЦТСС) и немецкая компания Ingenieurtechnik und Maschinenbau GmbH (IМG) в феврале 2010 г. создали совместное предприятие ООО «Судостроительная и морская техника и технология» (СМТТ). Основные виды деятельности СМТТ:
• создание и внедрение современных технологий в судостроении и судоремонте, в том числе для постройки в России судов-газовозов, крупнотоннажных арктических танкеров и других видов морской техники для освоения месторождений на шельфах Арктики и дальневосточных морей;
• разработка и реализация проектов по созданию, модернизации и реконструкции предприятий;
• ведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательских, строительных, монтажных и ремонтных работ;
• разработка, изготовление и поставка технологического оборудования;
• организация сервисного обслуживания поставленного оборудования.
Перспективными для судокорпусного производства являются лазерные технологии, эффективность которых подтверждена на ряде западных верфей. Поэтому не случайно 12 апреля СМТТ под научным руководством президента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (СПбГПУ) академика РАН Ю. С. Васильева и президента ОАО РКК «Энергия» члена-корреспондента РАН В.А.Лопоты в ОАО «ЦТСС» был проведен российско-германский семинар «Лазерные технологии в судостроении».
Открыл семинар генеральный директор ЦТСС д.т.н. В. Д. Горбач.
В своем вступительном докладе д.т.н. Г.А.Туричин рассказал о перспективах внедрения лазерных технологий в судостроении и опыте их разработки и использования в СПбГПУ и ООО «Центр лазерных технологий».
Основные преимущества лазерной технологии — высокая производительность обработки и точность. воспроизведения контура, малая ширина и высокое качество реза, широкий диапазон толщин обрабатываемых материалов, возможность вырезки по трехмерным (3D) траекториям.
Недостаток — высокая стоимость оборудования, которая может компенсироваться в судостроении отсутствием деформаций конструкций при сварке и резке (не требуется последующей правки), возможностью автоматизации процессов, экономией сварочных материалов.
Для исключения образования закалочной структуры в районе сварного шва разработана гибридная лазерно-дуговая сварка. О лазерном технологическом центре, созданном в ОАО «ЦТСС», прорывных технологиях лазерной и гибридной лазерно-дуговой сварки в судостроении, задачах и перспективных планах рассказал д.т.н. И.В.Суздалев.
Внедрению лазерной техники способствует тенденция развития мирового судостроения — постройка судов из крупных блоков и модулей. Это существенно сокращает сроки формирования судов, но требует гораздо более высокой точности изготовления корпусных конструкций, применения технологий с минимальными деформациями после сварки.
В докладе «Лазерно-гибридная сварка в судостроении с применением высокоэффективных волоконных лазеров» доктор Петер Зайффарт (Росток) рассказал о примерах практического внедрения этой технологии на верфях Германии, Финляндии, Италии.
«Источники питания для дуговой сварки неплавящимся электродом и сварочные материалы, используемые в гибридной лазерно-дуговой сварке» — тема доклада д.т.н. М. В. Карасева (ЗАО НПФ «ИТС»).
Доктор Харальд Коон (Бремен) рассказал о результатах разработки технологии гибридно-лазерной орбитальной сварки для соединения труб большого диаметра.
Завершился семинар экскурсией в российско-германский «Центр лазерных технологий» при СПбГПУ (www.ilwt-stu.ru), который занимается исследованиями и разработками в данной области, консультациями и обучением, оказывает услуги по лазерной резке, сварке, наплавке, термообработке, маркировке, гравировке и перфорации различных материалов, в том числе пластмасс.

«Проведенный семинар подтвердил актуальность внедрения лазерных технологий в судостроении и дальнейших исследований в области гибридной лазерно-дуговой сварки стыковых соединений полотнищ, выполнения угловых швов (приварка набора), сварки труб, приварки труб к трубным доскам, лазерной наплавки слоев со специальными свойствами в узлах трения судовой арматуры» — отметил в своей публикации А. Н. Хаустов

Источник: «Судостроение», 2010, № 3, с.58-59.

.